Cart

Нажмите Enter чтобы начать поиск

Фотография: Михаил Чекалов

Уорд рассказывает о ключевых этапах знакомства с произведением искусства, которые помогут преодолеть дистанцию между картиной и зрителем. Этим новая работа ничем не отличается от предыдущего бестселлера арт-критика. Разве что в фокусе классика, а не рэди мейды с перфомансами.
В первой версии этого текста я написал, что книга обещает больше, чем дает, потому что понять или каким-то образом интерпретировать работу художника с ее помощью вряд ли удастся. Но Уорд говорит именно о «полюбить», а не «понять». Всмотреться, вчувствоваться, впустить в себя… С этой задачей текст прекрасно справляется: автор предлагает довериться интеллектуальной интуиции, установить ментальный контакт с художником и отыскать в картине то, что задевает вас лично. Никакой методички тут нет. Важен живой опыт такого смотрения, которым и стремится поделиться Уорд.
Вместо мраморного академизма неспешная прогулка по музеям в границах от ренессанса до импрессионизма. И хотя искусствовед призывает не торопиться, Уорд ценит время читателя: книгу легко можно осилить за один-два вечера. При этом все смыслы могут быть поглощены с легкостью бокала шабли на светском вернисаже.

Мы, кончено, скажем, что видали и более глубокое погружение, но цель Уорда
— показать то, что не скрыто за громоздкими энциклопедиями и способно явить себя любому, кто способен настроиться на «чистое восприятие» tabula rasa.


Есть некий парадокс в том, что вы читаете книгу, в которой говорится, что чтение книг — не лучший способ преодолеть пропасть между современным человеком и искусством старых мастеров. Это книга продолжает другую, написанную мною ранее, в которой я утверждал, что понимание искусства должно сначала прийти к человеку и только потом вылиться в слова.

Оссиан Уорд

Книга станет лучшим другом для тех, кто, путешествуя, не хочет обходить стороной Лувр или Уффици и желает увезти оттуда больше, чем фото с Мона-Лизой или «Венерой» Боттичелли. «Лучше посмотреть еще раз» — отличная возможность скоротать время в аэропорту с пользой и подготовить себя к культурному трипу.
Оссиан Уорд отлично знает, что искусство создано не для удовольствия, но старается не отказывать читателю в эстетическом наслаждении.


Красота — это наименьший общий знаменатель отклика на произведение искусства, едва ли не самое банальное, что можно о нем сказать. Кроме того, в стремлении к красоте можно усмотреть злонамеренный обман зрителя, которому подсовывают фальшивые изображения рельности, поступающиеся честностью, о которой говорилось в одной из предыдущих глав. В силу неопределенности критериев красоты ее можно считать очень общей и к тому же нивелирующей характеристикой искусства, а вовсе не достоинством, заслуживающим восхищения.


И все же красота как один из основополагающих принципов искусства неотделима от его истории, а также от гуманизма и всей нашей системе ценностей.

Оссиан Уорд

Эмоции, которые получаешь от общения с книгой, складываются не только из подбора картин и манеры изложения, но и из верстки. Это больше похоже на сборник комментариев к работам живописцев, чем на классический искусствоведческий текст, разбитый редкими илюстрациями. Так что даже если вы и без Уорда знакомы со «Смертью Марата» Давида или «Молочницей» Вермеера — не стоит отказывать себе в удовольстии пробежаться по этим работам еще раз, что, собствено, и предлагает вам Уорд.


Поделиться ссылкой: