Cart

Нажмите Enter чтобы начать поиск

Фотография: Михаил Чекалов

В заголовке книги прямо указана интенция автора — дать универсальное и однозначное определение искусства, безотносительно “современного” или “классического”. Считать искусство понятием, объем и содержание которого могут эволюционно сдвигаться или определяться конвенционально, Данто отказывается. Никаких релятивистских уловок! Автор требует от себя быть предельно конкретным и не обходить сложные случаи.


Где проходят границы искусства? Что отличает его от всего остального, если все остальное (по сути
— что угодно) тоже может быть искусством?

Артур Данто

Артур Данто — в первую очередь, профессор философии, а уже потом арт-критик. Отсюда и метод, с которым он подходит к решению вопроса. Что будет, если классические работы Дюшана и Уорхола пропустить через оптику Гегеля или Декарта? Что бы сказал Кант, глядя на «Фонтан» или «Суп Кэмбелл»? Данто решительно отвергает эстетический подход, заявляя, что искусство вовсе не должно быть красивым. Сущность художественного произвдения он предпочитает искать в создаваемых художником смыслах, их связи с материальным носителем и полем интерпретации, которые они оставляют зрителю. Не думаю, что, прочитав книгу, вы сможете однозначно ответить на вопрос, который автор ставит в заглавии, но один из концептов опредленно осмыслите.

4 причины, по которым текст стоит потраченного на него времени:

  1. Отличная философская основа. Лично я доверяю авторам, которые начинают разговор о сущности искусства с классического пассажа из «Государства» Платона. Есть отдельные и достаточно обстоятельные (насколько позволяет формат книги) главы о Декарте и Канте, которые помогают разобраться в важных идеях философов и применить их для разбора произвдений искусства.
  2. Глава про реставрацию фрески Микеланджело в Сикстинской капелле. Нет, это не скучно! Сильный и убедительный текст о том, как, ставя во главе угла «идею» произведения, можно ответить на вопрос, насколько удачна и вообще оправдана реставрация.
  3. Язык. Данто нашел отличный баланс между академичностью и попсой. Это явно не тот случай, когда после прочтения книги хочешь сказать, что ее содержание можно уместить с помощью сильно меньшего количества слов.
  4. Роль красоты в искусстве. Ясное, убедительное и в то же время свободное от догматики рассуждение.

Поделиться ссылкой: