Cart

Нажмите Enter чтобы начать поиск


Фотография: Garage Publishing

Вы будете страшно разочарованы, если, купившись на многоообещающий подзаголовок, приобретете книгу в надежде научиться адекватно воспринимать современное искусство.  Увы, автор не научит понимать асбтрактную живопись Рихтера или грандиозную скульптуру Серра. Заголовок “как воспринимать современное искуссство” намекает на то, что Орсиан Уорд поделится формулой или магическим заклинанием, проговорив которое, вы откроете скрытые смыслы самого чудаковатого перфоманса. Обманчиво намекает. Некое руководство (Уорд  назвал его Tabula Rasa) тут и в самом деле есть. Знакомство с художественным произведением полезно разбить на этапы: Т — терпение, А — ассоциации, Б — бэкграунд, У — усвоение, Л — лучше посмотреть еще раз, А — анализ. Не так уж и много, если честно. К тому же, рассматривая реальные работы, Уорд лишь в редких случаях точно следует своей инструкции, то и дело упраздняя или перетасовывая этапы. Пожалуй, методику можно использовать как подспорье, но никак не основу. Важнее другое. Книга учит доверять чувствам, не полагаясь на пустозвонство критиков с их дискурсами и остранениями. Учит быть чутким, внимательным, терпеливым. Учит открытости к новому. Способности извлечь смысл и удовольствие из того, что открывается лично тебе, а не плестись за автором или куратором. Книга поможет не искать искусство в искусстве или не-искусстве, а погрузиться в практику созерцания. Избавить сознание от глупых комплексов и бессмысленных вопросов. А развороты с колонтитулом “крупным планом” — суть честный и чудесный опыт такого созерцания, не перегруженный академичностью и в то же время достаточно проницательный. Наверно, эти пассажи и есть самое ценное в книге.

А еще “Искусство смотреть” — это такой фри-джазовый подход к классификации совриска. Искусство как зрелище, эпатаж, шутка, развлечение… Временами эти категории много удобнее и информативнее  всевозможных измов, в которые обожают облекать творчество кураторы и арт-критики. Тут тоже, скорее про опыт, чем про формулу. Добавляй, редактируй, называй полочки по собственному произволу, переставляй, добавляй новые… Главное, чтоб в голове зрителя был какой-то порядок и вовлечение в музейно-галерейную историю не было сопряжено с надуманными барьерами, без преодоления которых путь на выставку закрыт. А дальше, если контакт пройдет и произведение зацепит, придется взяться за что-то более основательное. Так или иначе, в жанре “первая книга про современное искусство” произведение Уорда работает здорово: чудесная верстка, отличные илюстрации и возможность одолеть книгу за один вечер сделали из “Искусства смотреть” настоящий бестселлер.

    Поделиться ссылкой: